ФОРМИРОВАНИЕ
ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Функционально грамотный человек – это
человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений. А.А.Леонтьев Одна из важнейших задач
современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта
задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка
к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период
воспитания. Функциональная грамотность, как
средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже
в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма,
математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает
будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным,
уметь жить среди людей. Между тем, придя в школу, ребенок с первых дней должен
продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. Теперь ему
уже будет мало воспроизвести по памяти
тот или иной учебный материал. Он должен
показать умение анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать
их в речи, он должен видеть определенные закономерности или их нарушение,
предлагать и обосновывать свои варианты решения учебных задач, выслушивать и
оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и
самооценку. Какие приемы и методы использовать для того, чтобы детям были интересны занятия в детском саду по математике? Что сделать для того, чтобы они стали выражать свое мнение, задавать вопросы, стремиться к взаимодействию. На занятиях в детском саду, дети не
только познают математику, но и осваивают навыки учебной деятельности:
определяют задачу, направление поисков, оценивают результат. Я часто применяю
такие задания- игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на
ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, графические
диктанты, упражнения деления целого на части. Также использую такой
дидактический материал как блоки Дьенеша и палочки Кюзенера.
Формирую
функциональную математическую грамотность у детей через: -Cоздание учебных ситуаций,
инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно
активную деятельность. -Оценочную самостоятельность
дошкольников, задания на само- и взаимооценку в
ролевых играх. -Поисковую активность –
математические задания поискового характера. -Приобретение
опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного
поведения, совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых
группах. Основная
цель использования мною дидактического
материала «Блоки Дьенеша» направлена на то, чтобы научить дошкольников решать
логические задачи: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть
их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в
памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному или
трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Сначала предлагаю самые простые игры: «Найди все фигуры (блоки), как
эта» по цвету (размеру, форме), «Цепочка», «Второй ряд», «Раздели фигуры». После
освоения этих умений, усложняю задания. Предлагаю такие игры: «Кто
быстрее соберет блоки!», «Поручения»,
«На свое место». Важно, чтобы
дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно. Успешно проводятся и
другие игры: «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет». Использую игровые
упражнения «Помоги Незнайке», «Раздели блоки между Буратино и Чипполино». Вариантом логических игр
для детей являются игры с обручами. При подготовке к подобным играм формирую у
детей четкое представление о вешней и внутренней области по отношению к
некоторой замкнутой линии.Подобные игровые упражнения провожу, как
индивидуально, так и с подгруппами детей. Цветные счетные палочки
Кюзенера предоставляют ребенку большие
возможности для исследований: различения цвета, размера, количества, подводят
детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение,
порядок следования, счет, измерение, мерка и др. Палочки Кюзенера содействуют интеллектуально-творческому
развитию детей. При создании игровых
ситуаций ребенок встречается с любимыми героями сказок «Михаил Иванович
хозяин дома», «Мишутка со своим любимым стульчиком», «Театр Карабаса
Барабаса». Он может «оживить» их как один, так и вместе с другими детьми. Показателем знаний детей для
меня является уровень понимания - это умение ребенка объяснить, определить признаки предмета, попробовать сформулировать по-другому.
Далее я смотрю, как ребенок понимает поставленные задачи и использует свои знания на практике (решает
математические задачи). Более высокий уровень для дошкольника я считаю, это: - анализ
(проверить, сравнить, выявить различия); - синтез
(создать, придумать, составить план); - оценка (представить
аргументы, защитить точку зрения, доказать). К концу дошкольного
образования воспитанники освоят умения характеризовать обьект, явления, событие
с количественной, пространственно-временной точки зрения; уметь замечать
сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные
обозначения, как общепринятые, так и предложенные детьми. Будут проявлять интерес
к цифрам как к знакам чисел,к использованию в разных видах практической
деятельности.Освоят состав числа в пределах первого десятка. Научатся составлять и
решать простые арифметические задачи на
сложение и вычитание. Проявят умения устанавливать связь и зависимость,простую закономерность, решение логических задач, предвидеть конечный результат предполагаемых изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма. Играем вместе! |
Консультация для родителей «Нейрогимнастика, как средство развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста» ЗДЕСЬ Распечатать схемы для занятий с детьми можно ЗДЕСЬ
Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль – мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Уважаемые, родители! Предлагаем Вам ознакомиться с консультацией "Развитие речи детей в средней группе" ЗДЕСЬ Знают люди с детских лет, |
Образовательная область - физическое развитие.
Мини-проект "Здоровейка"
Дидактическая игра для детей средней группы "Подбери предметы"
Описание игры "Подбери предметы"
Описание игры "Где чей домик?"
Образовательная область - познавательное развитие
Мини-проект "Животные холодных и жарких стран"
Дидактическая игра для детей средней группы "Кто на севере живет, кто на юге живет?""
Описание игры "Кто на севере живет, кто на юге живет?"
Образовательная область - художественно-эстетическое развитие
Мини-проект "Весенние цветы"
Дидактическая игра для детей средней группы "Составь букет"
Описание игры "Составь букет"
Образовательная область - познавательное развитие
Мини-проект "Насекомые"
Дидактическая игра для детей средней группы "Отгадай загадку - увидишь отгадку"
Описание игры "Отгадай загадку - увидишь отгадку"
Образовательная область - речевое развитие
Мини-проект "В гостях у сказки"
Дидактическая игра для детей средней группы "Доскажи словечко"
Описание игры "Доскажи словечко"
Образовательная область - познавательное развитие
Мини-проект "Зимушка-зима"
Дидактическая игра для детей средней группы "Зимушка-зима"
Описание игры "Зимушка-зима"
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.